Ваш малыш все еще не говорит?

Почему одни дети начинают говорить раньше, а другие позже? Почему дочь приятельницы в два года уже рассказывает стихи, а мой сынишка говорит три слова с половиной, и то картаво? Ведь он уже такой большой…

В данной ситуации необходимо разобраться, понять почему это происходит и принять решение что делать или не делать в такой ситуации.

Сначала немного теории. Развитие речь у Вашего ребенка проходит в несколько стадий. В младенческом возрасте, ребенок растягивает гласные звуки и пробует голос. Сначала такая речь проявляется как эмоциональная реакция на присутствие мамы, со временем, ребенку все больше и больше нравится играть со своим голосом, таким образом он подражает взрослым.

В возрасте от полугода, Вы можете услышать от малыша разные слоги: ма-ма, тя-тя, па-па, ба-ба. Радоваться конечно же рано. В таком лепете смысловой нагрузки нет, ребенок просто Вам подражает и ему это нравится. Примерно в год Ваш ребенок начнет произносить отдельные слова, к двум годам сможет составлять предложения из 2-3 слов, к трем годам малыш может произносить предложения, заучивать стихи, пересказывать небольшие сказки, связно рассказать чем он занимался в течение дня.

Важно понимать, что развитие ребенка зависит от его индивидуальных особенностей и его развитие может различаться от среднестатистических данных.

Рассмотрим пример:

Шурику четыре года и два и месяца. Бабушка Шурика нам рассказывает: Шурик плаксивый, капризный, писается в постель, не говорит ничего кроме слов «дай», «уйди», «мама», и конечно страшный хулиган. При рассказе бабушки Шурик сидит рядом с нами, задрав ноги выше головы, грозит нам кулаком и плюется во все стороны. Все это очень сильно беспокоит родителей.

Разговариваем дальше. Оказывается Шурик – младший ребенок в семье, избалованный огромным количеством различных сладостей и игрушек, но ему весьма не хватает родительского внимания. Обычное общение родителей и старшего брата с маленьким Шуриком происходит в виде «посылания его подальше», либо запугивания «бабаями». Вполне естественно, что 4-м года Шурик не умеет играть, со сверстниками вообще не адекватен.

Для исправления ситуации пригласили психолога. Который, познакомившись с Шуриком, разложил игрушки и начал играть с ними, подробно проговаривая «в воздух» что и как делается. При попытке подключить его к игре, Шурик отказывался, кричал, плевался, в общем вел себя как обычно. Но через несколько занятий, малыш заговорил, причем говорил очень-очень быстро, проглатывая звуки. Он стремился выговорится с человеком, которому он интересен.

Как только Шурик заговорил, все его нехорошие привычки пропали, он начал ходить в детский сад, и потихонечку привыкать общаться со своими сверстниками без драк, обид и слез.

Далее начали вскрываться особенности этой семьи. Заговоривший Шурик стал рассказывать психологу о том, что его родители часто ссорятся, ругаются на старшего брата и самого Шурика.

Мама Шурика признала, что в семье есть неполадки, с ней побеседовали психологи. А Шурик через полтора месяца начал разговаривать, как и все «обычные» четырехлетние дети.

Также и случаются ситуация когда молчат дети, растущие в благополучных семьях, у нормальных заботливых родителей.

Рассмотрим ситуацию.

Маму Коли беспокоило то, что малышу уже три года, а он еще не говорит ничего, кроме «мама», «папа». Колина мама оказалась знакома с педагогической литературой и знала что к этому моменту ребенок «должен» говорит, тем более ее старший сын, в этом возрасте уже говорил и даже знал некоторые буквы – пробовал читать

Коля – достаточно развитый мальчик, он умеет плавать, легко катается на двухколесном велосипеде, хорошо играет с конструктором и так далее.

В данном случае психолога больше всего заинтересовало беспокойство матери, чем молчаливый ребенок. Это беспокойство было двойственным: с одной стороны Коля – маленький ребенок и это ее устраивало, но с другой стороны, развитие ребенка отстает от прочитанных нормативов в книгах, а также по сравнению с ее старшим сыном, Коля отставал.

В этой ситуации выход один – отделить ребенка от матери, погрузить его в другую среду, например в детский сад. И через пару месяцев он уже рассказывал счастливой матери о том, как он провел день в садике.

Даже из этих двух случаев видно, что факторы, которые могут повлиять на развитие речи ребенка, весьма разнообразны. Это может быть и недостаточное общение с ребенком, игнорирование его потребностей, и детские страхи, и общение, не соответствующее возрасту ребенка. В практике нередки случаи, когда дети с небольшой разницей в возрасте общаются специфическим образом: старший ребенок, как и родители, прекрасно понимает невербальные проявления младшего и его «автономную» речь, тем самым невольно замедляя речевое развитие младшего ребенка (хотя играют и разговаривают с ним большую часть дня).

Конечно, если вашему ребенку исполнилось три года, а он не начал говорить, и при этом вас беспокоят какие-либо особенности его поведения (плохо спит, ест, гримасничает, обгрызает ногти на руках и ногах, ест волосы и т. д.), то лучше обратиться к специалистам: психологу и логопеду. Если же ваш ребенок начал произносить свои первые слова и фразочки чуть позже сверстников (несмотря на то что вы много с ним общаетесь, читаете книжки с картинками, играете в куклы) – это не повод для тревоги. Понаблюдайте за своим малышом: возможно, ему просто нравится упражнять другие навыки: лазать по лесенкам, конструировать. А в умении говорить ребенок быстро догонит своих ровесников. Но чуть позже.